Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2014 N 33-3346/2014 <Об оставлении без изменения решения Салехардского городского суда от 29.10.2014, которым были признаны недействующими решения Городской Думы МО город Салехард от 14.10.2011 N 69 "Об утверждении генерального плана города Салехард" в части включения земель с кадастровым номером 89:08050101:63, предназначенных под размещение аэропортового комплекса, в черту населенного пункта, от 25.12.2013 N 91 "Об утверждении генерального плана города Салехард" в части включения земель с кадастровым номером 89:08:050101:122, предназначенных под размещение аэропортового комплекса, в черту населенного пункта>



СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 декабря 2014 г. № 33-3346/2014

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Мосиявич С.И.,
судей коллегии Мочаловой Н.В., Домрачева И.Г.,
при секретаре Русаковой Е.В.,
с участием прокурора Денисенко М.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Городской Думы города Салехард П. на решение Салехардского городского суда ЯНАО от 29 октября 2014 года, которым постановлено:
Признать недействующим со дня принятия в течение всего периода действия решение Городской Думы города Салехард от 14 октября 2011 года № 69 "Об утверждении генерального плана города Салехард" в части включения земель с кадастровым номером N, предназначенных под размещение аэропортового комплекса, в черту населенного пункта.
Признать недействующим со дня принятия на весь период действия решение Городской Думы города Салехард от 25 декабря 2013 года № 91 "Об утверждении генерального плана города Салехард" в части включения земель с кадастровым номером N, предназначенных под размещение аэропортового комплекса, в черту населенного пункта.
Взыскать с Городской Думы города Салехард в пользу открытого акционерного общества "Аэропорт Салехард" расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Вернуть заявителю открытому акционерному обществу "Аэропорт Салехард" из бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мочаловой Н.В., заключение прокурора Д.1, полагавшего решение законным, представителя Городской Думы г. Салехард Г.1, представителя администрации г. Салехард В., полагавших решение подлежащим отмене, представителя ОАО "Аэропорт Салехард" Ф., полагавшего решение законным, судебная коллегия

определила:

Открытое акционерное общество "Аэропорт Салехард" (далее ОАО "Аэропорт Салехард") обратилось с заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании недействующими со дня принятия на весь период действия решение Городской Думы города Салехард от 14 октября 2011 года № 69 "Об утверждении генерального плана города Салехард" и решение Городской Думы города Салехард от 25 декабря 2013 года № 91 "Об утверждении генерального плана города Салехард" в части включения земель с кадастровыми номерами N, N, предназначенных под размещение аэропортового комплекса, в черту населенного пункта.
Требования мотивированы тем, что на основании оспариваемых решений в 2013 году Администрацией МО город Салехард осуществлен перевод категории земель, предназначенных под размещение аэропортового комплекса из категории "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, землями обороны безопасности и землями иного специального назначения" в категорию "Земли населенных пунктов". Оспариваемые нормативные правовые акта полностью противоречат действующему законодательству Российской Федерации, нарушают права и законные интересы заявителя, выраженные в значительном увеличении арендной платы. Между ОАО "Аэропорт Салехард" и Администрацией МО город Салехард 12 декабря 2005 года был заключен договор аренды земельного участка, при этом спорный земельный участок не был разграничен. На момент утверждения Генерального плана города Салехард ОАО "Аэропорт Салехард" находилось в собственности Российской Федерации, оперативное управление осуществляло Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом ЯНАО. Впоследствии во исполнение Указа Президента РФ от 21 марта 2012 года № 331, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23 апреля 2012 года № 607-р, расположением Территориального управления Росимущества в ЯНАО от 12 июня 2012 года № 181-р объекты имущества комплекса ОАО "Аэропорт Салехард", находившегося в собственности РФ, были безвозмездно переданы в собственность ЯНАО.
Однако в нарушение требований статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" ни ОАО "Аэропорт Салехард", ни Территориальное управление Росимущества в ЯНАО, ни Администрация муниципального образования город Салехард с заявлениями о необходимости включения спорного земельного участка в границы населенного пункта не обращались, вопрос о переводе земельного участка в границы населенного пункта не рассматривался и не согласовывался с собственником аэропорта, несмотря на то, что данный вопрос относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с требованиями статьи 87 Земельного кодекса РФ земли транспорта должны располагаться за пределами населенных пунктов. При подготовке проекта Генерального плана города Салехард, а также при регистрации заявления МО города Салехард по изменению категории земель были нарушены требования Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ввиду отсутствия согласования со всеми заинтересованными лицами, следовательно, нарушена процедура изменения категории земель.
Представитель заявителя ОАО "Аэропорт Салехард" по доверенности Ф. настаивал на удовлетворении требований.
Представитель Городской Думы города Салехард по доверенности П. возражала против заявленных требований.
Представитель Администрации МО город Салехард В. требования не признал.
Представитель Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО Салехард З. с заявлением не согласилась, указала на соблюдение процедуры перевода земель.
Представители Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Д.2 и Г.2 также полагали требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Прокурор Р.1 согласился с заявлением, указав, что в феврале 2014 года в адрес Администрации МО город Салехард было направлено представление по факту изменения категории земельного участка под аэропортовым комплексом, однако представление оставлено без удовлетворения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ЯНАО своего представителя в суд не направило, в отзыве на исковое заявление указало о несоответствии действующему законодательству перевода спорного земельного участка из категории "земель транспорта" в категорию "земли населенного пункта".
Судом вынесено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель Городской Думы города Салехард П. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить и принять по делу новое. В обоснование жалобы указала, что судом недостаточно изучен Генеральный план города, утвержденный в 2011 году. Также указала, что изменение границ населенного пункта находится в полномочиях муниципального образования, внесение изменений в генеральный план происходило путем установления новых границ города, а не путем присоединения земельных участков с кадастровым номером № и № в границы населенного пункта. Все данные действия проводились в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Указала, что решение о внесении изменений принималось по результатам публичного обсуждения. Считала, что суд неправильно толковал положения статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", что привело к принятию незаконного решения.
В возражении на апелляционную жалобу представитель ОАО "Аэропорт Салехард" Р.2 просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора, пояснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно нее по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 статьи 72 Конституции РФ провозглашено, что вопросы владения, пользования и распоряжения земель и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 84 Земельного кодекса РФ установлен порядок установления или изменения границ населенных пунктов.
В соответствии со статьей 5 Закона № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или если иное не установлено Правительством РФ.
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 8 Закона № 172-ФЗ).
Судом установлено, что заявитель ОАО "Аэропорт Салехард" на основании договора аренды от 12 декабря 2005 года № 4755, заключенного с Администрацией МО город Салехард, пользуется земельным участком, общей площадью <данные изъяты> кв. м, срок действия договора аренды определен сторонами с 05 декабря 2005 года до 01 января 2015 года, категория земель была определена, как "земли транспорта".
Решением Городской Думы города Салехард от 14 октября 2011 года № 69 был утвержден генеральный план города Салехард, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером N, находящийся в аренде у ОАО "Аэропорт Салехард", вошел в черту населенного пункта города Салехард.
Решением Городской Думы города Салехард от 25 декабря 2013 года № 91 "Об утверждении генерального плана города Салехард" земли с кадастровым номером N, N, предназначенные под размещение аэропортового комплекса, вновь включены в черту населенного пункта.
В связи с принятием решения Городской Думы города Салехард № 91 от 25 декабря 2013 года оспариваемое решение Городской Думы города Салехард от 14 декабря 2011 года № 69 "Об утверждении Генерального плана города Салехард" было отменено.
Суд пришел к правильному выводу, что оспариваемые нормативно-правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части в течение всего периода действия и не подлежащими применению к правоотношениям, существующим ранее в период их использования.
Данный вывод судебной коллегией признается обоснованным, т.к. решение о включении этих земельных участков в границы населенного пункта и изменении их категории было осуществлено в нарушение установленной статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" процедуры и принято неуполномоченным органом, поскольку решение вопросов перевода земель из одной категории назначения в другие категории земель относится к исключительной компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Доказательств, что органы государственной власти либо иные заинтересованные лица направляли в орган местного самоуправления, на территории которого находятся спорные земельные участки, мотивированное заявление об исключении земельных участков из границ населенного пункта или об изменении вида разрешенного использования земельных участков, с целью подготовки органом местного самоуправления заключения о возможности и целесообразности исключения их из границ населенного пункта, как предусмотрено законом, не представлено.
Кроме того, судом верно установлено, что начиная с момента принятия решения от 14.10.2011, оно нарушило и до настоящего времени продолжает нарушать охраняемые законом права и свободы заявителя, в течение всего указанного периода порождало для заявителя негативные правовые последствия в виде значительного увеличения арендной платы за пользование земельным участком.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что решение об изменении границ населенного пункта находится в полномочиях Городской Думы города Салехард, внесение изменений в генеральный план происходило за счет установления абсолютно новых границ населенного пункта, а не путем присоединения земельных участков с кадастровым номером № и № в границы населенного пункта. С данным доводом судебная коллегия не может согласиться, поскольку в силу ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Доводы апелляционной жалобы о наличии полномочий у органа местного самоуправления по включению земельных участков в земли населенных пунктов несостоятельны. Поскольку фактически происходил процесс перевода земель из одного целевого назначения в другое, указанная процедура осуществляется по правилам ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ, согласно которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства, а для принятия решения о переводе необходимо согласие правообладателя земельного участка. В 2011 году ОАО "Аэропорт Салехард" находился в федеральной собственности, и решать вопрос о включении земель, отнесенных к категории земель транспорта, путем утверждения Генерального плана без соблюдения указанной выше процедуры, незаконно, т.к. для этого необходимо было пройти согласительные мероприятия с Росимуществом и Министерством транспорта Российской Федерации в силу указанных выше требований законодательства.
Кроме того, в п. 3.8 Решения Городской Думы МО город Салехард от 25.12.2013 № 91 запланировано обращение к органам государственной власти автономного округа с инициативой об изменении административной черты города Салехарда, установленной распоряжением главы администрации ЯНАО от 25 февраля 1992 года № 71-р, в связи с решением генерального плана о включении в черту города территории аэропорта.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность решения суда, в связи с чем основаниями для отмены решения суда служить не могут.
Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Салехардского городского суда ЯНАО от 29 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
С.И.МОСИЯВИЧ

Судьи
Н.В.МОЧАЛОВА
И.Г.ДОМРАЧЕВ


------------------------------------------------------------------